Туризм

Кировской области

По реке Вятке

Если не сплавляться по р. Черная Холуница, то маршрут первой категории сложности можно начать от Нагорска и окончить в одном из вышеназванных городов. Нагорск имеет автобусное и воздушное сооб­щение с г. Кировом.

Д. Д. Лавров

нитка маршрута

МАРШРУТ 22: г. Киров турбаза «Вишкиль». Вид туризма — водный, на лодках или плотах. Протяженность — 168 км. Продолжительность — 6 ходовых дней. Категория сложности — первая.

1-й день. г. Киров — Никольский затон. 21 км.

Свое   путешествие   можно  начать   от   моста   через р. Вятку в г. Кирове. Плыть следует, оставляя остров  Симановский слева. В районе Борового на правом бе­регу раскинулся прекрасный сосновый бор. Ниже д. Филейки на высоком левом берегу находится Филей-ское обнажение пермских отложений. Через 17 км от г. Кирова Вятку пересекает железнодорожный мост, по которому путь из Кирова идет на Котлас и Слобод­ской. Миновав мост, вы заметите, что Вятка делает не­сколько больших петель. В начале первой петли в 4 км от моста находится Никольский затон. На левом берегу, напротив него, лучше всего расположиться на ночлег.

2-й день. Никольский затон — пристань Гольцы. 29 км.

Описав дугу, Вятка через 5 км опять приведет вас к Никольскому затону, а еще через 4 км вы увидите на правом берегу поселок Мурыгино. Повернув на юг, Вятка делает еще одну узкую крутую петлю, после чего поворачивает на запад и так течет до впадения в нее р. Великой. Перед впадением находится остров, заросший ивняком. Проходить его надо, оставляя ост­ров справа. Здесь, против пристани Гольцы, на левом берегу можно устроить бивуак.

3-й день. Пристань Гольцы — г. Халтурин. 30 км.

От пристани Гольцы Вятка поворачивает на юго-за­пад и через 4,5 км раздваивается, огибая низкий пес­чаный остров. Ниже в 10 км слева в нее впадает р. Быстрица, а спустя еще 1 км справа — р. Хвощеви-ца. Еще ниже находится пристань Жданове Здесь на правом высоком берегу располагается спортивный ла­герь спортколлектива «Родина». За 2 км до Халтурина надо остановиться на ночлег на левом берегу у неболь­шого ручья.

Город Халтурин (бывший Орлов) был торговым центром, в нем имелись женская гимназия, поселянская (школа, реальное и речное училища. В поселян-ской школе Орлова учился известный революцио­нер Степан Николаевич Халтурин. Позже Орлов был местом политической ссылки. Сюда были сосланы со­ратники В. И. Ленина — Н. Э. Бауман, В. В. Боров­ский и другие. Колония ссыльных насчитывала около трех десятков человек.

После Великой Октябрьской революции в память о земляке-революционере город был переименован в Халтурин (смотри маршруты 10, 11, 13).

4—5-й дни. г. Халтурин — г. Котелънич. 60 км.

Двигаясь дальше по реке вниз, на левом берегу вдали можно увидеть купола церквей, которые распо­ложены в середине большого села Истобенска.

Истобенск — одно из старых сел на территории бывшего Вятского края, как называли большую тер­риторию, охватывающую не только современную Ки­ровскую область, но и часть Удмуртской АССР. Основ­ной специализацией жителей села было выращивание овощей и молочное животноводство.

Несколько ниже Истобенска справа в Вятку впада­ет река Молома. Участок от Халтурина до г. Котельни-ча проходят за два дневных перехода примерно по 30 км каждый, на ночлег можно остановиться на ле­вом берегу у старицы (за 2 км до железнодорожного моста).

Ниже впадения в Вятку Моломы, на правом высо­ком берегу расположен город Котельнич (смотри мар­шрут 13). Он находится на реке на 151-м километре от Кирова. Город основан в XV веке. Первое время торго­вые связи города были обращены к северу. После того, как была построена железная дорога, на Петербург, а позднее и на Нижний Новгород, город превратился в крупный железнодорожный узел. Во время граждан­ской войны белые стремились во что бы то ни стало захватить Котельнич. Под руководством командира Вятского укрепленного района тов. Медведева были проведены работы по укреплению железнодорожного узла и моста. Из Перми пришел бронепоезд для оборо­ны моста от белопвардейцев. Однако обстановка ус­ложнялась.