Туризм

Кировской области

По бывшим и современны районам металлург!

Между деревнями Ильинское и Воробьи были рас­положены отдельные пулеметные гнезда. От деревни Воробьи до д. Чертищево был проведен сплошной окоп. Чертищева гора состоит из ряда командных высот, поэтому на ней была устроена целая сеть окопов с пу­леметными гнездами и в некоторых местах проволоч­ные заграждения.

От Чертищевои горы до д. Косолапово оборонитель­ные сооружения носили такой же характер, как учас­ток от с. Никульчино до Коковой горы.

От д. Воробьи надо пройти к с. Митино. Здесь есть профилакторий Кировского электромашиностроитель­ного завода, где можно поставить отметку в маршрут­ной книжке. Дальше через д. Корюгино подняться к Чертищевои горе и далее по дороге на д. Косолапово, а затем до д. Рублевы.

С северных склонов Чертищевои горы открывают­ся бескрайние дали окружающей местности. К западу хорошо виден Киров. На участке между деревнями Ереминцы и Рублевы были устроены пулеметные пло­щадки, окопы, проволочные заграждения.

На речке остановиться на бивуак.

4-й день. д. Рублевы — с. Сапожнята — д. Вот­ское  — д. Помзино. 22 км.

От д. Рублевы подняться вверх по речке до д. Балмазиха (сселена), а от нее на запад до с. Сапожнята. Это большое село. Здесь раньше находился сельскохо­зяйственный техникум, есть магазины, школа. Сюда ходит автобус из Кирова через с. Бобино. Через д. Се­менове выйти к д. Вотское и далее на д. Стрелкове, д. Мышкино и Помзино.

Этот участок от д. Косолапово относился к позици­ям северного сектора Вятского укрепрайона.

5-й день. д. Помзино — с. Загарье — д. Зяблец — р. Медянка — п.г.т. Мурыгино. 22 км.

Перед с. Загарье был хороший передовой узел обо­роны у д. Голодаево. От Голодаево до Котласской (ны-

По Вятке

не Северной) железной дороги оборонительная линия шла по лесному участку и далее к западу от желез­ной дороги до д. Зяблец и Ловля. Выйдя на р. Медян­ку, нужно спуститься по левому берегу до Мурыгино. Остатки окопов и даже местами колючая проволока заграждений сохранились на этом участке до настоя­щего времени, особенно на вершине горы возле Муры­гино.

Группа, пройдя по линии оборонительных соору­жений периода гражданской войны, познакомится с историческим прошлым этого района, увидит, какая огромная работа была проведена по организации и не­посредственному выполнению работ на строительстве линий окопов, сети проволочных заграждений, пуле­метных гнезд и площадок, блокгаузов и т. п. В селах и деревнях живут свидетели и участники этих работ, которые знают места расположения бывших блинда­жей, пулеметных гнезд и окопов в районе этих насе­ленных пунктов.

6-й день, п.г.т. Мурыгино — ст. Гирсово —.д. Бо­ровые — г. Киров. 25 км.

В п.г.т. Мурыгино находится бумажная фабрика «Красный курсант», выпускающая конденсаторную бу­магу высшего качества. Ознакомившись с этим посел­ком, дойти до Никольского затона, где зимой отстаиваются суда Вятского речного пароходства. По берегу реки Вятки выйдете к ст. Гирсово. Двигаясь вдоль бе­рега, минуя старицу и перейдя р. Пагинку, нужно добраться до Борового и далее к спичечной фабрике «Красная звезда». У моста через р. Вятку можно сесть на автобус № 3. Здесь маршрут заканчивается.

ЛА. Нунлин