Туризм

Кировской области

По бывшим и современны районам металлург!

Савинцы путь нужно про­должить через д. Миронове на север до речки Полуден­ный Чус, где остановиться на ночлег.

5-й  день.  р.  Полуденный   Чус — с. Георгиево — с Бисерово. 20 км.

Дорога через Полуденный Чус проходит в километ­ре ниже впадения в него правого притока — Северной Каи. Отсюда до с. Георгиево — около десяти километ­ров. По пути встречается еще один приток Полуденно­го Чуса — р. Зоба.

В с. Георгиево есть памятник погибшим    в годы гражданской войны.    Это село освобождал от колчаковцев один из батальонов ОСЕВЭКа, когда тех гнали от Кирса и Песковки. В с. Георгиево стояла застава отряда Н. Ф. Кузнецова.

Отсюда до с. Бисерово 10 км. В Бисеровской школе можно ознакомиться с краеведческими материалами, которые собирают учащиеся.

6-й день. с. Бисерово — п.г.т. Афанасьево. 25 км.

В с. Бисерово и в д. Тоскаево тоже стояли заставы отряда Н. Ф. Кузнецова. Через 10 км дорога от Бисе­рово пересекает р. Колыч — правый приток Камы.

В деревнях Рогоза, Мальцево и Корабли кулаки в 1918 году подняли мятеж. Их банды нападали на прод­отряды и жестоко расправлялись с бойцами и команди­рами. Так погиб возле д. Илюши командир продотряда А. И. Соболев. На месте его гибели стоит    памятник.

7—8-й день, п.г.т. Афанасьеве — с. Гордино. 40 км.

Этот участок лежит по правобережью Камы. Мест­ность довольно пересеченная. Это путь, по которому двигались части Красной Армии, выбивая колчаковцев из всех населенных пунктов.

Из Гордино можно выехать автобусом обратно в Афанасьево и затем в Киров.

Пройдя этим маршрутом, туристы познакомятся с историей гражданской войны в этом районе и измене­ниями, происшедшими тут за годы советской власти.

с. Сапожнята — 5. Мосолапово — д. Вот­ское — д. Стрелково — д. Мышкино — д. Помзино — д. Голодаево — с. Загаръе — д. Зяблец — левый берег р. Медянки — п.г.т. Мурыгино — ст. Гирсово — р. Па-гинка — д. Боровые—г. Киров.

Цель путешествия: познакомиться с историей .обо­ронительных сооружений периода гражданской войны.

Вид туризма — пешеходный.

Протяженность — 150 км.

Продолжительность — 6 ходовых дней.

Категория сложности — первая.

Этот маршрут проходит по линии оборонительных сооружений Вятского укрепленного района, существо­вавшего в годы гражданской войны. Комендантом Вят­ского укрепленного района в 1919 году был выдающий­ся полководец Василий Константинович Блюхер. Су­ществует приказ № 11/0 от 19 июня 1919 года о резуль­татах инспектирования Восточного и Северного секто­ров Вятского укрепленного района и принятии необхо­димых мер по исправлению и улучшению оборонитель­ных сооружений, подписанный В. К. Блюхером, чле­ном Военного Совета Новоселовым и начальником шта­ба Цветковым.

Вятский укрепленный район с оборонительной ли­нией был создан в тот период гражданской войны, ког­да белые армии стали продвигаться в сторону г. Вятки со стороны Перми и Ижевска и возникла опасность захвата важного стратегического железнодорожного узла станции Вятка транссибирской магистрали, свя­занного с центром России, Москвой и Петрогра­дом.

Город Вятка был связан железной дорогой с Котла­сом. Из Котласа по Северной Двине путь лежал в г. Ар­хангельск, захваченный в то время англо-американски­ми интервентами. Вот поэтому и были предприняты все меры для укрепления района г. Вятки, железнодорож­ных мостов через реку Вятку у г. Котельнича и ст. Гирсово.

Белые так и не смогли захватить Вятку и да­же приблизиться к ней. Поэтому оборонительные со­оружения не были использованы в военных действиях и остались лишь напоминанием о тяжелых годах граж­данской войны.

1-й день. г. Киров - с. Никульчино. 29 км.

Маршрут начинается сразу от г. Кирова. Нужно пересечь р. Вятку по пешеходному мосту и через Заречный парк выйти к с. Макарье. Это село возникло во второй половине XVII в. на берегу рукава Вятки. «Стоящая в селе каменная церковь (1770—1776 гг.,) вели Репный образец» великоустюжских ярусных храмов, которой наиболее полно выражена новая вятская «аранжировка» декоративного убранства. Ни в одном  вятских памятников мы не увидим такой пышности изысканности каждой детали», что «...